Сейчас практически каждый человек имеет дома питомца — кошку, собаку, попугая и т.п., поэтому ветеринарные услуги очень популярны среди потребителей. Защита прав потребителей при оказании платных ветеринарных услуг регулируется Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон РФ № 2300-1) и Правилами оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 № 898 (далее — Правила № 898).
Правилами
определяется перечень ветеринарных услуг, которые можно оказывать на платной основе.
К ним относятся: профилактическое лечение, операции, вакцинация, стерилизации/кастрации,
акушерско-гинекологические услуги, в том числе услуги по размножению животных,
лабораторные услуги, исследование племенных животных, консультации, кремация и
эвтаназия и другие. Правила не распространяются на лечение особо опасных
болезней, общих для человека и животного.
В
соответствии со ст. 8-10 Закона РФ № 2300-1 и гл. II Правил № 898 потребитель
имеет право на получение информации о режиме работы клиники, стоимости услуг,
видах лекарственных средств ветеринарного назначения, применяемых при оказании
тех или иных видов услуг и т.д.
Платные
ветеринарные услуги оказываются на основании договора, при этом потребитель
имеет право потребовать составить твердую или примерную смету оказываемых услуг
(ст. ст. 10, 15 Правил № 898). Потребитель имеет право на отказ от оплаты
дополнительных услуг, если информация об их оказании и стоимости не была
доведена исполнителем до сведения заказчика услуг (ст. 16 Закона РФ № 2300-1,
ст. 15 Правил № 898). В случае обнаружения недостатков в оказанных платных
ветеринарных услугах потребитель может направить в адрес исполнителя претензию
на основании ст. ст. 27-29 Закона РФ № 2300-1. В случае нарушения сроков
оказания ветеринарных услуг потребитель по своему выбору вправе назначить новый
срок исполнения, обратиться в другую ветеринарную клинику, потребовав от
исполнителя возмещения понесенных расходов, потребовать уменьшения цены за
оказанные ветеринарные услуги, либо расторгнуть договор оказания ветеринарных
услуг. Если ветеринарные услуги оказаны ненадлежащим образом, то, кроме указанные
выше требований, потребитель имеет право на безвозмездное устранение выявленных
недостатков.
При
нарушении сроков оказания ветеринарных услуг, а также при выявлении недостатков
оказания таких услуг, потребитель имеет право на полное возмещение убытков,
понесенных в связи с недостатками оказанных ветеринарных услуг или оказанием
таких услуг с нарушением установленных в договоре сроков.
В
соответствии с положениями ст. 32 Закона РФ № 2300-1 потребитель имеет право
отказаться от договора оказания ветеринарных услуг, возместив исполнителю
фактически понесенные расходы.
В случае
неудовлетворения требований потребителя, выраженных письменной претензией в
адрес исполнителя, либо отказе в их удовлетворении, потребитель имеет право на
судебную защиту, выплату неустойки в размере 3% стоимости услуги в день, а
также компенсацию морального вреда, причиненного нарушением его прав при
оказании платных ветеринарных услуг (ст. ст. 13, 14, 15, 28 Закона РФ № 2300-1).